18:45 Среда 8 июля 2020 .

Наталья Рождественская: в Ненецком округе наблюдается рост количества школьников с избыточным весом

Тема: Здоровье
23.06.2020 417
Поделиться
Facebook ВКонтакт Twitter Google Plus Яндекс Одноклассники Mail.Ru
Наталья Рождественская: в Ненецком округе наблюдается рост количества школьников с избыточным весом
Врач-педиатр Ненецкой окружной больницы рассказала НАО24 о том, какие заболевания встречаются у школьников, о зависимости от гаджетов и почему гастрит может появиться уже в 11 лет.  

– Какие нарушения входят в группу так называемых школьных заболеваний?

– К ним относят группу отклонений в состоянии здоровья детей в возрасте 7–18 лет, то есть в период школьного обучения. Традиционно к ним относят заболевания опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, которое в дальнейшем может развиться в сколиоз, плоскостопие. Также в лидерах школьных заболеваний нарушения работы зрительного аппарата – миопия, астигматизм, гиперметропия и прочее. С учётом изменения режима дня ребёнка и появления дополнительных внеклассных занятий в кружках и секциях зачастую нарушается режим питания. Таким образом, мы получаем внушительную цифру заболеваний желудочно-кишечного тракта – гастриты, гастродуодениты стали появляться уже к 11 годам.

Мы наблюдаем картину, когда большинство подростков буквально прикованы к гаджетам вследствие образовательного процесса, основанного на информационном потоке. Плюс не стоит отрицать злоупотребления в использовании гаджетов для развлечений и отдыха. В этом случае и появляется новая острая проблема – избыточный вес у школьников. По статистике сейчас мы наблюдаем рост уровня нарушений массы тела среди школьников округа, с каждым годом этот показатель только выше.

– Насколько опасна для развивающегося организма избыточная масса тела?

– Несбалансированное и нерегулярное питание в совокупности с малоподвижным образом жизни ведёт к тому, что молодой развивающиеся организм страдает от избыточной массы тела, влияющей на функционирование всех остальных систем ребёнка. В их числе сердечно-сосудистая система, что ведёт к головным болям и мигреням, высокому артериальному давлению. Это также высокая нагрузка и на ЖКТ, а именно на поджелудочную железу, что приводит к нарушениям обмена веществ, в частности глюкозы. А это фактор риска формирования сахарного диабета.

Избыточная масса тела в таком возрасте влияет на формирование костно-мышечной ткани тела, а это и плоскостопие, и остальные заболевания опорно-двигательного аппарата. То есть получается, что одно заболевание цепляется за другое.

– Влияет ли на развитие школьных заболеваний региональный фактор?

– Да, нельзя отрицать действие регионального фактора. У нас высокий уровень заболеваемости со стороны дыхательной системы. Длительное воздействие низких температур, резкая смена погодных условий способствую снижению иммунитета у ребёнка. Поэтому дети подвержены разнообразным хроническим тонзиллитам и отитам, то есть все проблемы ЛОР-органов выходят на первый план по региону в целом. Хоть это и не считается школьным заболеванием, оно регионально обусловленное и несомненно влияет на устойчивость организма подростка к данной группе нарушений.

– Есть ещё примеры влияния регионального фактора на здоровье школьников?

– У жителей округа по последним исследованиям наблюдается полимикроэлементная недостаточность. Недостаток кальция, йода и других влияющих на развитие костно-мышечной и дентина-зубной ткани элементов. Как итог – в регионе у детей наблюдается высокий уровень поражения зубов кариесом.

Также были проведены эндокринологические исследования школьников, которые выявили недостаточность йода средней степени. Не стоит забывать и нехватку витамина D из-за короткого светового дня. Всё это влияет на развитие заболеваний щитовидной железы. К 10-11 годам у детей начинается гормональная перестройка организма. Тогда у ребёнка можно обнаружить такие функциональные нарушения, как диффузный иммунный или неиммунный зобы. Это изменения в щитовидной железе, которые можно скорректировать назначением препаратов йода. После чего, годам к 14 нарушение полностью исчезает.

– Какие профилактические меры необходимы, чтобы уменьшить возможность или динамику развития заболеваний у детей?

– Для ребёнка очень важен режим дня, включающий в себя режимы питания, сна и физической активности. Нужно составить расписание дня ребёнка таким образом, чтобы он успевал и заниматься образовательным процессом, и своевременно питаться, и, конечно же, отдыхать. Питание обязательно должно быть рациональным и полноценным. В каждом возрасте есть свои особенности питания в соответствии с фазой развития организма и состоянием иммунной системы. В подростковом возрасте дети чаще болеют простудными заболеваниями, так как все силы иммунной системы брошены на созревание организма. Поэтому снижается его сопротивляемость к инфекциям и вирусным заболеваниям. Из чего следует, что питание должно способствовать укреплению иммунной системы.

– Что ещё может стать причиной развития школьных заболеваний?

– Очень большую роль в развитие школьных заболеваний играют дополнительные внеучебные нагрузки. А ведь это новые стрессы в случае, если ребёнок не будет успевать справляться с учебной программой и дополнительными занятиями. В результате он не высыпается, у него нет времени на прогулки, нарушается режим питания со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, их нервная система бывает перегружена до такой степени, что к старшим классам начинают развиваться неврозы, чреватые частыми нервными срывами. Это приводит к нарушению успеваемости ребёнка, падению самооценки и развитию состояния хронического стресса и усталости. В настоящее время, к сожалению, наблюдается тенденция увеличения количества школьных неврозов. Понятно, что отрицательно на здоровье подростков сказывается зависимость от табака и алкоголя.

Поэтому так важно быть внимательными к своим детям, консультироваться по поводу их режима и состояния у специалистов, чтобы школьные заболевания ребёнка не остались с ним на всю жизнь, но уже в хронической форме.

Справка НАО24

Уроженка Северодвинска Наталья Рождественская после девятого класса сразу решила поступать в медицинское училище родного города. После выпуска проработала год в Северодвинской городской детской клинической больнице, а затем поступила на педиатрический факультет Северного государственного медицинского университета.

– После медучилища мне очень полюбилось работать с детьми, поэтому выбор факультета для поступления в СГМУ был очевиден, – прокомментировала Наталья Рождественская.

Во время обучения медицинским наукам Наталья Рождественская встретила своего супруга, тоже врача, которому впоследствии в 2010 году предложили работу в Нарьян-Маре. В 2011 году Наталья Рождественская также устраивается работать по своему профилю в Центр здоровья детей детской поликлиники Ненецкого автономного округа, затем участковым педиатром, а после – ей предложили место школьного врача. В 2014 году открылось отделение оказания медицинской помощи детям-подросткам в образовательных учреждениях, где героиня нашего материала работает по сей день.

Источник: НАО24

(Нет голосов)

Комментировать