24.12.2024
Интервью руководителя Ненецкого Управления Федеральной антимонопольной службы России Нелли Валерьевны Матросовой

- На территории нашего субъекта Управление Федеральной антимонопольной службы имеет авторитетную роль органа исполнительной власти, поскольку от многих представителей разных хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей приходилось услышать о проверках антимонопольного органа, которые фактически беспокоятся за предстоящие результаты соответствующих проверок.

 

Несмотря на то, что на телеканале «Север» неоднократно выходили материалы по ряду рассмотренных дел, Нелли Валерьевна, какими событиями знаменателен для антимонопольного органа 2024 год?

 

- Стоит отметить, что деятельность территориального антимонопольного органа - Федеральной антимонопольной службы России исходит из предоставленных полномочий в соответствии с приказом ФАС России от 23 июля 2015г № 649/15, поэтому мы фактически контролируем сферу деятельности хозяйствующих субъектов практически во всех отраслях экономики.

Особенностью антимонопольного регулирования является не только контроль за хозяйствующими субъектами, но и за органами власти, а иногда и за деятельностью физических лиц, нарушающих установленные требования действующего законодательства.

 

Ровно 20 лет назад в соответствии с Указом Президента России 09 марта 2004 года создана Федеральная антимонопольная служба, поэтому 2024 год для сотрудников нашего ведомства стал юбилейным.

 

На территории нашего округа Управление Федеральной антимонопольной службы создано 05 августа 2008г. Коллектив состоит из 7 сотрудников и каждый из них на своем участке работ для достижения результата старается работать ответственно и добросовестно.

 

- Какие дела для антимонопольной службы наиболее сложные?

 

- Говорить в одностороннем порядке о сложности рассматриваемых антимонопольным органом дел не совсем некорректно. Мы, сотрудники УФАС России, в ответе за каждое дело, поскольку любое решение антимонопольного органа в зависимости от категории рассмотренных дел в установленные сроки может быть обжаловано в арбитражные суды или в суды общей юрисдикции.

 

Поэтому каждую поступившую жалобу, каждое обращение необходимо сначала детально изучать, определиться в сроках их рассмотрений, истребовать необходимый материал, назначить дело к рассмотрению, исследовать базу доказательств и анализировать законодательство, отраслевые нормативные правовые акты.

 

Одним из важных направлений в деятельности антимонопольного органа является контроль за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку именно в отношении закупок поступает наибольшее количество жалоб.

 

Например, если в 2023 году таких жалоб поступило 28, то в текущем году по состоянию на 12 декабря по этой сфере деятельности Управление рассмотрело уже 53 жалобы.

Жалобы на действия (бездействия) заказчика или уполномоченного органа в основном поступают по объектам капитального строительства, по приобретению лекарственных препаратов, оборудования, по выполнению проектно-изыскательских работ и др.

 

По каждому рассмотренному делу комиссия контрольного органа в сфере закупок выносит мотивированное решение.

 

Из 53 рассмотренных дел в 2024г. только 1 участник закупки обжаловал решение Комиссии Ненецкого УФАС России в арбитражный суд в связи с признанием его жалобы необоснованной. Судом это дело будет рассмотрено в 2025г.

 

Аналогичная ситуация и в прошлом году, в судебном порядке также было обжаловано 1 решение Комиссии.

 

Такая статистика подтверждает обоснованность и соответствие требованиям законодательства о контрактной системе принимаемых антимонопольным органом решений.

 

Исходя из анализа поступивших жалоб в сфере закупок, можно сделать вывод, что за последние годы на территории нашего округа должностные лица заказчиков при осуществлении закупочной деятельности стали детальнее описывать требования по конкретным объектам закупок. Нас, как сотрудников антимонопольного органа, это обстоятельство радует.

 

- Один мой знакомый индивидуальный предприниматель сокрушался по поводу его включения в РНП. Что это означает для тех лиц, которые не знакомы с данным термином, и в какой ситуации применяется?

 

-  РНП это аббревиатура Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Он регулируется Законом о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В Реестр на 2 года включаются сведения о конкретном поставщике сроком на в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта или уклонением от его заключения.

 

Основанием для такого включения является обращение заказчика в антимонопольный орган, который принимает решение в комиссионном порядке. В реестр вносится информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

 

- На территории нашего округа какое количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в этом году включены в реестр недобросовестных поставщиков и каким образом можно узнать включен ли конкретный поставщик в РНП?

 

-  Необходимо иметь ввиду, что поставщик (подрядчик, исполнитель) может находиться в любом населенном пункте Российской Федерации, а заказчик при этом на территории Ненецкого автономного округа. То есть для заказчика существует принцип территориальной подчиненности по соответствующим субъектам.

В связи с этим, местонахождения поставщиков не имеет решающего значения для антимонопольного органа, главное – это оценка поведения сторон контракта по ряду обстоятельств. К ним относится информация о том, что было выполнено (не выполнено) сторонами в отношении предусмотренных контрактом обязанностей, исполняли ли стороны обязанности по отношению к друг другу в сроки и в установленном порядке, насколько активные поведения и взаимодействие друг с другом проявляли стороны в ходе исполнения контракта, какие именно обстоятельства препятствовали его надлежащему исполнению.

 

Антимонопольный орган каждый год подытоживает результаты рассмотренных дел. В 2022 году Ненецкое УФАС России рассмотрело по РНП 30 дел, в 2023 году - 23 дела, в 2024 году – 21 дело. В РНП в 2024 году включены 5 хозяйствующих субъектов.

В рамках информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru создана и ведется единая информационная система (далее – ЕИС). Это позволяет отследить ход закупки от момента её объявления и до завершения срока действия контракта.

 

- Какие нарушения в ходе поведения государственных и муниципальных закупок выявляются и в чем выражаются?

 

- В 2023 году при рассмотрении Ненецким УФАС России жалоб в отношении двух закупок, относящихся к национальному проекту в области строительства, выявлено предоставление участниками в составе заявок подложных (фальсифицированных) документов. Речь идет о копиях исполненных договоров, подтверждающих опыт работы подрядчика. Это увеличивало шансы указанного подрядчика на победу среди других участников в условиях конкурентной борьбы.

 

На основании выявленной информации и направленных антимонопольным органом материалов дела в УМВД России по Ненецкому автономному округу в отношении ООО «Профстрой» возбуждены два уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных частью 5 статьи 327 Уголовного кодекса РФ.

 

В уходящем в 2024 году по материалам Регионального Управления Федеральной службы безопасности России по Архангельской области Ненецкое УФАС России рассмотрело дело по факту нарушения требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении контрактов с единственным поставщиком на поставку оборудования для оснащения кабинета химии в Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Маяк».

 

При рассмотрении дела установлены: короткий временной интервал совершения сделок и, фактически единый предмет закупок. Соответственно, заказчик раздробил единый предмет закупки на несколько контрактов для формального соблюдения требований Закона о контрактной системе.

 

В силу выявленных фактов Комиссия Ненецкого УФАС России пришла к выводу о том, что указанную закупку следует рассматривать как единую.

 

Заключение с единственным поставщиком ряда связанных между собой договоров на закупку, фактически образующих единую сделку, которая искусственно раздроблена для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям. Это оказывает негативное влияние на состояние конкуренции на товарном рынке, в частности, к ограничению доступа иным хозяйствующим субъектам и предоставлению единственному поставщику возможности для приобретения незаконных имущественных выгод.

 

В соответствии с собранными в деле доказательствами в действиях заказчика и поставщика выявлено нарушение требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Анализ возбужденных дел подтверждает, что характер выявляемых нарушений зависит от конкретных наименований закупок. Абсолютно тождественные или совпадающие нарушения при проверках выявляются не так часто.

 

 

Доводим до вашего сведения, что в январе 2024 года ФАС России запустила сайт законкуренцию.рф, содержащий каталог практик по содействию развитию конкуренции в регионах России. Этот ресурс направлен на систематизацию и упрощение доступа к информации о действующих региональных мерах, направленных на развитие конкуренции и поддержку бизнеса. Поиск лучших практик возможен как по регионам, так и по направлениям, уровню, видам поддержки, году внедрения практики. На сайте можно ознакомиться с описанием конкретной практики, ее целями, задачами и итогами.