03.12.2025
Контрольный орган выявил неправомерные критерии отбора участников закупки

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу рассмотрело жалобу заявителя относительно нарушения требований Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении закупки одним из заказчиков.

Заявитель указал, что при проведении запроса предложений Заказчиком нарушены требования Закона о закупках: в части установления двойного ценового ориентира, создав тем самым дискриминационные условия для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), а также установления в конкурсной документации критерия отбора в виде опыта работы с АО «Нарьян-Марский ОАО».

Жалоба рассмотрена комиссией Ненецкого УФАС по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в ней.

Согласно закупочной документации Заказчика, проведение оценки и сопоставления заявок по критерию «Цена договора» производится по базису без налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

При этом, в Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены, предложенной участником без учета НДС. Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, осуществляется в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

Так ФАС России в письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала, что «...При этом в Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены, предложенной участником без учета НДС. Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, осуществляется в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.». Решением от 23.11.2023 по делу № АКПИ23-809 Верховный Суд РФ признал законным содержащийся в вышеуказанном письме ФАС России запрет на сопоставление ценовых предложений без НДС.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Заявленный обществом финансовый интерес заказчика (возможности последующего получения налоговых вычетов по итогам налогового периода) само по себе не может отождествляться с потребностью заказчика в конкретной закупке с выбором наилучших условий исполнения договора. Таким образом, заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений участников, применения единого базиса оценки цены, предложенной участником, без учета НДС; применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

По результатам рассмотрения дела Контрольный орган пришел к выводу, что жалоба является частично обоснованной. Довод заявителя о критерии отбора в виде опыта работы с АО «Нарьян-Марский ОАО» не нашел своего подтверждения и признан комиссией Управления необоснованным.

При рассмотрении дела установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, а также пунктов 13 и 14 части 10 статьи 4  Закона о закупках, что подтверждает обоснованность довода заявителя в части установления двойного ценового ориентира для участников закупки применяющих УСН.

Антимонопольным органом выдано заказчику, закупочной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Таким образом, заказчики обязаны соблюдать установленные законом правила организации закупок, обеспечивая справедливость и прозрачность процедуры, исключающую любые формы дискриминации и предоставления преимуществ отдельным участникам рынка. Проведение конкурентных процедур должно основываться исключительно на объективных критериях, обеспечивающих равные возможности участия всех заинтересованных сторон.

 

Фото источника