02:44 Среда 20 сентября 2017 .

Выдержки из интервью с губернатором Ненецкого округа

Пресс-центр НТРК 



27.10.2015
Мероприятие завершено
Прямая линия : Выдержки из интервью с губернатором Ненецкого округа
Выдержки из интервью с губернатором Ненецкого округа
27 октября губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин ответил на вопросы жителей региона в рамках «Прямой линии» на радио «Нарьян-Мар FM». В течение двух недель в редакции окружных СМИ и на прямую линию губернатора поступило больше 100 вопросов, волнующих северян.
На прямую линию Игоря Кошина поступило больше 100 вопросов. Те слушатели, которым не был дан ответ в рамках радиоэфира, получат его обязательно в другой форме. Это будут ответы по электронной почте, телевизионные репортажи на основе вопросов и т. д. Ниже публикуем расшифровку интервью с губернатором.

Поделиться
Facebook ВКонтакт Twitter Google Plus Яндекс Одноклассники Mail.Ru
НТРК: Предлагаю дать оценку сегодняшнему положению дел в регионе. Времена мы переживаем непростые, и начало вашей работы в качестве губернатора совпало с серьезными переменами в стране. Каковы перспективы дальнейшего развития Ненецкого округа, десятки лет сидевшего на нефтяной игле? Насколько болезненными могут оказаться перемены?
— Вы знаете, очень хороший вопрос. Я думаю, и в следующем году, и через год, мы с этой иглы, естественно, не слезем, потому что 98% окружного дохода НАО так или иначе связано с деятельностью наших недропользователей. Администрация НАО предпринимает все усилия, чтобы исправить ситуацию. В частности, мы провели совместно с окружным Собранием депутатов большую работу — приняли на прошедшей сессии ряд налоговых льгот для недропользователей, чтобы Ненецкий округ стал более привлекательным инвестиционно, чтобы у нас появилось конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами. 

Кроме того, весь прошлый год у нас прошел под лейтмотивом «честность». Мы декларировали необходимость выстраивания прозрачных, понятных, честных отношений власти и общества, чтобы все решения принимались с учетом мнения граждан. И именно это будет направлением работы всей системы, начиная от разработки основных направлений в «Концепции 2025» до реформирования всей системы управления. Соглашение с Архангельской областью о перераспределении полномочий между окружной властью и муниципалитетами позволили нам систематизировать работу, мы обеспечили прозрачность управления и, самое важное, отсутствие дублирующих функций, благодаря чему уже в этом году мы достигли определенных положительных сдвигов по ряду отраслей: это и дороги, и АПК, и наша ипотека (5-процентная ипотека. Прим. ред.), и измененный подход к строительству, и так далее.

Сегодня, я считаю, пришло время ответственности. В это непростое время власть должна эффективно, а самое главное, рачительно относится к расходованию бюджетных средств. Ответственная власть должна не только обещать, декларировать, рассказывать истории, а честно говорить о том, что можно реально сделать в ближайшее время, а что все-таки придется отложить на ближайшее будущее. И при этом ключевой остается необходимость совместно с жителями определять стратегические направления нашей работы, выделять ключевые и первоочередные вопросы, которые требуют решения. Поэтому я постоянно провожу личные приемы, получаю много сообщений Вконтакте, через электронные средства коммуникаций, постоянно общаюсь с различными категориями граждан. Мы должны проводить все реформы в интересах исключительно большинства жителей округа, а не какой-то определенной ее части, потому что все в округе должны жить достойно. Вот это самое важное. 

Год назад мы вместе с жителями определили вектор развития округа. Было много предложений, в том числе и на горячую линию, на встречах. Я сейчас говорю о концепциях развития нашего округа. Простой пример, ведь на первую  строку встала тогда проблема наших отвратительных дорог, и посмотрите, за этот год нам многое удалось. (…) Минимум еще 2-3 года понадобится, чтобы довести их до идеального состояния, но мы уже проделали очень большую работу и, я думаю, что все жители и автомобилисты это ощущают каждый день, выходя из дома и садясь в свой автомобиль…

И именно для корректировки наших позиций, для сверки и определения вектора дальнейшего развития мы проводим сегодняшнюю прямую линию. Пытаемся собрать все вопросы, которые позволят понять основные болевые точки, требующие первоочередного решения. И самое важное, что они требуют концентрации усилия всех ветвей власти, всех руководителей наших государственных предприятий, акционерных обществ, работающих на территории НАО. Самое важное — это консолидация общества. 

НТРК: Можно ли сохранить все социальные выплаты для пенсионеров в прежнем виде?
— Мы меняем подход к социальным выплатам — устанавливаем критерии адресности и нуждаемости. На самом деле, просто перераспределяем ряд социальных выплат тем категориям, которые больше всего в этом нуждаются. Я могу привести ряд простых и очень конкретных примеров. На сегодняшний день у нас 106 тысяч получателей различных выплат при 43-тысячном населении НАО. Мы не снизили общую сумму этих социальных выплат, а перераспределили их в сторону более нуждающихся. Простой пример: сократили выплаты ко Дню НАО. Всем ветеранам мы раньше выплачивали по 10 тысяч, была у округа такая возможность. Со следующего года это будет 5 тысяч, но все ветераны НАО, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие в округе более 15 лет, получат увеличенную выплату. То есть раньше они получали 10 тысяч, а в следующем году получат уже 16 тысяч. 

Еще один хороший пример — совместно с депутатами принятое решение по отмене льготного проезда к месту отдыха и обратно для инвалидов III группы. Но в тоже время мы вводим эту меру поддержки для инвалидов самой тяжелой I группы, и оплачиваем билеты не только самому инвалиду, но и сопровождающему его лицу. По сути, инвалид III группы, это работающая группа. То есть этот человек может пользоваться льготой по месту своей работы. А I группа — это неработающие люди, и выехать за пределы округа, тем более без сопровождения, они просто не в состоянии. Если взять статистику за 2014 год, то у нас в этом году воспользовались льготой 34 инвалида III группы и ни один инвалид I группы. 

Еще один пример. При рождении ребенка житель округа, предоставив определенный пакет документов, получает право на так называемое «детское пособие». Право на его получение зависит от уровня дохода семьи, и в соответствии с действующим законодательством мама младенца, получив такое право на выплату один раз в жизни, получает ее потом вплоть до достижения ребенком совершеннолетия. При этом и ребенок, вроде бы уже совсем не ребенок, и доход семьи изменился. И получается, что ребенку исполняется 18 и мама узнает, что на счету у ребенка есть приличная сумма денег, которой вроде и быть недолжно. Поэтому мы опять же перераспределяем эти средства более нуждающимся. 

Мы вводим следующие критерии: проживание на территории округа и стаж работы на территории НАО. И мы действительно поддерживаем старшее поколение. Я вас уверяю, никаких отмен льгот не будет. Перераспределение в сторону увеличения выплат нуждающимся и старшему поколению — безусловно, да. Льготы должны получать те, кто в них нуждается. Это самое важное. 

Причем, параллельно мы делаем другую вещь: мы даем возможность молодым людям спокойно зарабатывать деньги. Посмотрите, мы очень продвинулись в поддержке малого бизнеса и предпринимательства: снизили налоги по мере возможности, почти в ноль, мы увеличили грантовую поддержку, мы увеличим производственную составляющую. Субсидирование конечного продукта привело к росту — по итогу 2015 года мы получили прирост порядка 95 тонн молока. Можно взять корову доить ее и получать деньги. В следующем году, я уверен, мы уже запустим производство овощей в закрытом грунте, то есть крестьянско-фермерское хозяйство. Мы будем поддерживать это и развивать. Наша задача — дать возможность молодежи зарабатывать и сделать жизнь нашего старшего поколения более достойной. 

Дело даже не в том, что наступают новые времена. Мы привыкли жить, когда у нас на остатках 2 миллиарда неосвоенных бюджетных рублей. И так было на протяжении последних 7 лет. Мы с трудом переживаем то, что вдруг раз и оказывается, что заявка, написанная в бюджет, не удовлетворена. Многие руководители приходят и не понимают, почему им вдруг стали отказывать в финансовых ресурсах. Главное, что необходимо знать — эти перемены надолго! И только изменив нашу жизнь из категории потребления в категорию наполнения, мы сможем стать устойчивыми к любым кризисам. Не всем гражданам это нравится. Но я призываю всех к обратной связи — есть телефон, СМИ, соцсети. 

Давайте посмотрим, на сегодняшний день у нас, практически нет подготовленных земельных участков. Не подготовлены ни правила застройки, ни правила землепользования ни по одному нашему муниципалитету. Вы посмотрите, сколько строек начато и не завершено. И проблема не в подрядчиках, проблема немного в другом: в качестве проведенных изысканий, в качестве проектно-сметной документации, а самое главное, в том техническом задании, которое было выдано. Я много раз привожу примеры, которые у многих уже на устах: мы строим замечательную красивую школу в поселке Красное, но только мы не говорим, что на сегодняшний день там 190 учащихся, а школу строим на 300 мест. И надо понимать, что это школа стоит полмиллиарда рублей. Мы строим школу в замечательном поселке Индига, которая там, безусловно, нужна. Но мы ее строим на выступе, который обдувается всеми ветрами. И я не уверен, что ее не сдует, когда достроят. Ее стоимость 440 миллионов рублей, школа на 150 мест, а там на сегодняшний день 82 или 86 учеников. Наши пресловутые детские сады. Когда мы строим в Харуте детский сад на 80 мест, а на сегодняшний день там или 32, или 34 ребенка ходит в детский сад. Сотни миллионов рублей заложены в эти стройки, но самое важное, что многие из них не доведены до логического завершения. Почему? Изыскания толком не проведены. У нас каждый проект носит какой-то индивидуальный характер, без учета природно-климатических особенностей, без учета логистики тех территорий, что там есть. И таких примеров, к сожалению, очень и очень много. Вот от этого мы обязательно уйдем, вот это наша самая главная проблема и принципиальная ошибка. Мы должны научиться не просто считать деньги, а научиться тратить их эффективно.

Еще один пример — детсад в районе Авиаторов. Там была подготовлена проектно-сметная документация, цена — почти 450 млн рублей. Когда ее посмотрели, я дал поручение строителям переработать ПСД. На днях объявили аукцион на строительство этого садика, и там цена уже другая — 350 млн рублей, садик на 220 мест. Понятно, что чем дешевле мы будем строить объекты, тем больше мы их сможем построить. 

В последние 7 лет мы возвращали в бюджет — и город, и район — кто 500, кто 700, кто 800 тысяч. И мы имели среднегодовой остаток в 2 миллиарда рублей. Мало того, что их не освоили, мы не построили детские сады, не построили школы и не сделали дороги, мы не провели коммуникации. Вы посмотрите на качество нашей воды. Мы должны строить то, что нам необходимо, по потребностям, вот это важно. 

НТРК: В округе была снижена зарплата чиновников на 10%. До недавнего времени речь шла и о том, что для работников бюджетных учреждений система оплаты будет изменена на стимулирующий принцип. Можете пояснить?
— Дело в том, что все решения я изначально пропускаю через себя. В прошлом году мы с депутатами окружного Собрания приняли решение, и они пошли на то, чтобы снизить себе зарплату. Дальше в феврале этого года я снизил зарплату себе на 10%, всем своим заместителям и ряду должностных лиц. На предыдущей сессии было принято решение о снижении зарплаты всем госслужащим НАО на те же 10%. Причем большую часть выплат чиновник будет получать в виде премии. Таким образом, мы пытаемся стимулировать чиновника работать эффективно. Поработал — получи. Результата нет — получай тот минимум, который должен получать. Все должно быть нацелено на конечный результат. И законопроектом, который внесли на Собрании депутатов, мы предлагали внести следующую вещь, которую нам кстати настоятельно рекомендуют наши отраслевые и федеральные министерства, — чтобы у бюджетников только гарантированная выплата была только 40%, остальные выплаты носят стимулирующий характер: премиальные, стажевые и т. д. И мы предлагали сделать выплаты по формуле 60/40. Где 60% —гарантированная выплата и 40% — стимулирующая. Но при обсуждении в коллективах многие говорили, что существующая система оплаты труда устраивает целиком и полностью. И после консультаций в коллективах, с преподавателями, с депутатами я принял решение оставить систему такой, как она была раньше. Хотя я хочу отметить, что новая система оплаты труда привела бы к увеличению фонда оплаты труда процентов на 15-20. Но несмотря на то, что с системой оплаты труда у нас все в порядке, у меня все-таки есть вопросы к руководству наших учебных заведений, к директорам наших школ. Недавно был опубликован рейтинг школ «Топ 500». И из нашего округа ни одна из школ в него не попала. Таких субъектов всего 4 из 85! И, наверное, стоит задать вопрос Департаменту образования и руководству Управления образования Нарьян-Мара, директорам наших школ, почему это случилось. Что касается финансирования из 15 млрд бюджета, 10 – это расходы на образование и здравоохранение. Треть бюджета уходит у нас на образование. И на сегодняшний день ни одна из наших школ не попадает в рейтинг «Топ 500». Если взять наших соседей из Ямало-Ненецкого автономного округа, там две школы попало. И две школы районного типа попало в отраслевой рейтинг «Топ 200». Вот вам, пожалуйста, результат работы. Не все решается исключительно деньгами. Очень многое зависит от руководителей учреждений, от чиновников окружной администрации, все зависит от конкретных людей. И это факт. Поэтому в следующем году поставлена задача начать наводить порядок в нашем образовании. Я хочу озвучить еще одну цифру. Опять же есть вопросы к руководителям от образования,к руководителям наших учебных заведений. Сдавая ОГЭ по итогам средней школы, 20% учеников не сдали математику, т. е. получили двойки. И это опять показатель, мы прославились на всю страну. Это качество нашего образования. Поэтому, к моему сожалению, не все измеряется финансовыми ресурсами.
НТРК: Почему в округе все преференции многодетным, а те, кто имеют одного-двух детей, никаких привилегий не имеют, хотя их тоже достаточно сложно поднимать?
— Я с вами согласен, действительно, такая градация существует. Но давайте вернемся к истории этого вопроса. Еще с середины 40-х и до 1992 года многодетной в стране считалась семья с 5 и более детьми, у нас было звание «Мать-героиня». Оно было действительно особым званием, и отношение было соответствующим, оно отмечалось госнаградой и они находились под защитой государства. И вопрос поддержки многодетных семей в современной России имеют более чем 20-летнюю историю. В начале 90-х, когда уровень смертности в полтора раза превысил уровень рождаемости, на государственном уровне был утвержден новый статус многодетной семьи, как семьи, в которой воспитываются 3 и более детей. И тем же указом были определены основные меры поддержки многодетных семей. 

Понятно, что в дальнейшем Собрание депутатов НАО, выбрав эту категорию как основную, увеличили количество льгот, социальных выплат, доплат именно под эту категорию. И ведь не секрет, что именно материнский капитал и различные льготы являются стимулирующими для того, чтобы рожать 3-го и последующего ребенка в семье. И уже сказал, что все эти выплаты на федеральном уровне, будут ли они пересматриваться, покажет время. Но мы сегодня в округе предпринимаем определенные шаги, чтобы поддерживать не только многодетные семьи, а также и молодые, имеющие одного или двоих детей. Мы внесли ряд изменений в законодательство. Например, очередь по программе на строительство и приобретение жилья у нас остановилась и практически замерла, потому что все средства шли на многодетные семьи. И получалось, что обычная семья, встав в очередь, условно говоря, 50-й, через год оказывалась 80-й. Мы распределили эту очередь 50/50,т. е. половина средств будет направлена на многодетные семьи, а остальные 50% — на обычные. И здесь вопрос еще в другом. В прошлом году мы провели определенный эксперимент — практически в полтора раза увеличили количество средств, выделяемых на эту программу, — и получили следующую вещь. Как только семьи получили «письма счастья», стоимость квадратного метра тут же вылетела с 80 до 100 тыс. Моментально! Почему? Потому что в округе нет нового жилья, которое строится в рынок. Именно поэтому мы приняли решение о так называемой 5-процентной ипотеке. Она для молодых семей, где муж с женой имеют работу, имеют доходы, имеют возможность пойти в банк, взять необходимые средства для приобретения или строительства жилья, а мы, соответственно, субсидируем процентную ставку. Но говоря о рынке жилья, я хочу сказать еще об одном. В начале нашего разговора я уже коснулся проблемы того, что во времена, когда у нас было много финансовых ресурсов, мы не занимались инженерной подготовкой строительных участков, не занимались коммуникацией и, по сути, строили все жилье на бюджетные средства. У нас не было застройщиков, которые строили жилье на свободный рынок. Вот это наша проблема №1. И сегодня 5-процентная ипотека должна подвигнуть застройщиков стоить жилье в свободный рынок. А мы должны создать условия, чтобы молодые семьи имели возможность это жилье приобретать. На законодательном уровне принят еще один хороший закон. Теперь у нас созданы все предпосылки, чтобы начать строить малосемейные общежития. У нас есть большое количество семей, которые прописаны в селах, а проживают в городе и вынуждены снимать квартиру. Живут по несколько человек, по несколько семей. Для них мы строим малосемейные общежития. Они будут иметь возможность по льготной ставке арендовать жилплощадь, чтобы иметь время для поиска и приобретения постоянного жилья.
НТРК: Очень просим любыми путями оставить «Нарян-Марстрой» на плаву. Это же готовое к работе предприятие со своими цехами и мощностями, нам не нужны на Крайнем Севере «Баязеты». Именно поэтому новостройки на Авиаторов получаются холодными, оттуда бегут новоселы, продают квартиры. На Севере нужны хорошие дома из кирпича, какие строит «Нарян-Марстрой».
— Действительно, это было замечательное предприятие, которое построило большую часть города. Но последние 10 лет  работы этого предприятия привели к тому, что мы имеем. За 2012-2014-й годы из бюджета города было закачано в эту организацию 578 млн рублей. При том, что годовой фонд оплаты труда по предприятии был 200 млн рублей. То есть, мы переплатили. Как минимум 6 последних контрактов, которые взял «Нарья-Марстрой», были заведомо убыточными. Мы их брали только ради того, чтобы кто-то ходил на работу, кто-то закупал материал и т. д. На сегодняшний день под риском штрафных санкций свыше полумиллиарда рублей за просроченные объекты. 

Предыдущий директор на каждой планерке, которую я провожу по вторникам, предоставлял данные, кто у него на работает объектах. Из 400 сотрудников — меньше 100 были на объекте. Кто-то в конторе, кто-то на больничном… Получается, один должен был прокормить четверых, и в итоге этого не получилось. Кроме того, у предприятия сотни миллионов долгов по налогам, во внебюджетные фонды, в Пенсионный фонд… Поэтому с такой ситуацией больше нельзя мириться. Мы сегодня проводим определенную реорганизацию. Главная задача — чтобы те люди, которые сокращаются, получили все необходимые денежные выплаты. Вот это очень важно. А на имеющихся производственных мощностях будет создано новое предприятие. Да там будет меньшее количество работников, но предприятие должно стать конкурентоспособным. Должно строить жилье и объекты социальной инфраструктуры, востребованные в округе, и, самое главное, по конкурентоспособным ценам.

Я могу привести еще один пример. Один из объектов компании «Нарья-Марстрой» был дом, который строили по соглашению с нашими недропользователями в селе Тельвиска. И руководитель совершенно осознанно привозил рабочие бригады из Архангельска. На мой вопрос, почему, он отвечал, что наши не хотят ехать. Руководители очень здорово меняются, они с коллективом говорят одно, а ко мне приходят —совсем другое. Поэтому хотим мы того или не хотим, у нас сегодня нет возможности закачивать в предприятия миллиарды рублей. 578 млрд рублей за 2 года, а это — полтора детских садика.
НТРК: Можно ли возродить ОАО «Мясопродукты», чтобы снова в магазинах была оленина и оленья колбаса?
Во-первых, «Мясопродукты» не прекращало свою работу и, я уверяю, не прекратит, пока у нас в тундре ходят оленеводы и пасут наших замечательных оленей. Прошлый год был очень сложный, потому что порядка 260 тонн оленины предприятие недополучило. Частично это связано с тем, что на Колгуеве оленеводы растеряли оленей. А вторая причина в том, что часть наших хозяйств продали оленину за пределы округа. Так получилось, что туда им продать гораздо выгоднее, нежели в округ. Также есть ряд проблем, которые были созданы не совсем эффективным предыдущим руководством предприятия, которые привели к тому, что денег никто не считал, и понятно, что стало гораздо выгоднее привозить мясо со стороны, а не заниматься тем, ради чего это предприятие и было создано. Поэтому было принято ряд решений, в том числе и кадровые. Мы изменили систему субсидирования оленеводческих хозяйств. Буквально пару недель назад я проводил совещание с нашими сельхозпроизводителями и руководителями хозяйств. Все они подтвердили, что переориентируют свое мясо непосредственно на мясокомбинат. Я вас уверяю, что в текущем производственном году проблем у нас не будет. Поэтому мясокомбинат работал, работает и будет работать. 


Самое важное, что «Мясопродукты» должны быть эффективными, должно быть оптимальное количество сотрудников, которые должны производить оптимальный ассортимент. Они должны думать, как стать эффективными, производя качественную продукцию и в то же время не очень дорогую, потому что цены сегодня очень высокие. Раньше все это покрывалось очень просто. Руководитель предприятия писал заявку в бюджет и ему это все оплачивалось. Те же самые пресловутые 100 млн рублей, которые болтались у предприятия под строительство холодильника, а сейчас оказалось, что этот холодильник стоит гораздо меньше. Но даже за эти деньги построить холодильник почему-то не могли. Таких примеров, к сожалению, очень много, поэтому «Мясопродукты» работают сегодня над программой развития, без которой дальнейшее движение будет носить хаотичный характер.
НТРК: Игорь Викторович, ранее Вы говорили о проблемных предприятиях, одним из них Вы назвали ПОК и ТС и были абсолютно правы, сказав в начале эфира, что наверняка есть вопросы, которые касаются коммунальных услуг, в частности, цен на тепло. Вы можете высказать вашу позицию по этому поводу?
— Безусловно. Что касается данного предприятия, меня волнуют, три составляющие. Первая — это качество воды, которая льется из крана. Я считаю, что в нашем городе из крана должна течь питьевая вода. Второе —это состояние теплосетей и водоводов, которые оставляют желать лучшего. И третье, это, безусловно, тарифы. Не надо далеко ходить, давайте сравним два города — Нарьян-Мар и город Кагалым. В Нарьян- Маре тариф за тепло 2 600, в Кагалыме — 1 300. Опять же, это не совсем эффективная работа предприятия — раз, и не совсем эффективная работа властей в данном направлении — два. 

Именно поэтому в прошлом году мы приняли 95-й закон, по которому предложили городу, если не получается у него эффективно работать, передать предприятие в округ. Мы модернизируем его, она будет работать эффективно и качественно. Руководство города считает, что самостоятельно выведет предприятие из долговой ямы и самостоятельно сможет его модернизировать. В течение этого года мы наблюдаем. Я смотрю квиточек, который получаю. За тепло и воду — порядка 6 000 рублей ежемесячно предоставляет управляющая компания. Конечно, это много. По таким высоким тарифам у нас должно быть предприятие с иголочки. Там есть долговая история, которая накопилась за последние годы. Я тоже об этом постоянно поднимаю вопрос и на планерках, и на коллекционных совещаниях, и с правоохранительными органами. Там сотни долгов от управляющих компаний, которые, по всей видимости, их вряд ли вернут. Стоит вопрос об уголовной ответственности. А у нас население, в отличие от многих регионов, исправно оплачивает те квитанции, которые получает. И я солидарен с жителями города в том, что платежи непомерно высокие. Городу предложена наша помощь, но город пока активно сопротивляется этому.
НТРК: Блок вопросов по сельскому хозяйству предлагаю начать с подведения итогов Госсовета, посвященного рыбной теме, которая более чем актуальна в нашем регионе. Расскажите Игорь Викторович, каковы его результаты?

У нас работает крупное хозяйство «РыбакКолхозСоюз», которое имеет квоты, ловит рыбу и получает прибыль. Если вы знаете, то в этом году они построили замечательное судно, это позволит им и дальше эффективно заниматься промыслом, получать прибыль и поддерживать свои хозяйства.

Были приняты ряд решений по изменению этих квот. Во-первых, предлагается Росрыболовством 20% этих квот выделять так называемой инвестиционной составляющей, чтобы рыбаки страны я вкладывали средства в обновление флота. Потому что флот старый, в основном это подержанные иномарки. Мы должны загружать наши верфи и судостроительные заводы. И сегодня, я думаю, с учетом курсовой разницы рубль-доллар, наши заводы будут эффективны. Наши рыбаки выбрали и построили свой корабль на турецкой судоверфи, потому что она была в два раза дешевле, нежели предложение от Выборгского судостроительного завода, практически в два раза. Задача, которую ставит государство, поможет загрузить наши судостроительные заводы.

Вторая задача — чтобы полуфабрикат, выловленная замороженная либо охоложенная рыба, не просто переваливалась с борта на борт и уходила потом за рубеж, а перерабатывалась и возвращалась к нам в виде готового продукта. Причем не очень дорого продукта. С тем, чтобы это рыба и этот продукт, поступал на наш рынок. У нас появилась база по переработке этого полуфабриката в конечный продукт, который лег на столы, прежде всего нашего потребителя.  Т.е, мы должны накормить страну рыбой. Для этого предлагается изменить налоговое законодательство. Дело в том, что при продаже рыбы за рубеж предприятие переходит на действующее налоговое законодательство. При продаже и переработке на территории нашей страны — сохраняется единый сельхозналог.

Третья составляющая — транспортная. Дело в том, что транспортировка продукта, особенно с Дальнего Востока и Севера в центральную часть нашей страны дорогая. В цене была огромная составляющая, что приводило к подорожанию.

Четвертая составляющая, которая тоже обсуждалась, и по ней тоже будет принято ряд решений — это так называемая «торговая надбавка». Дело в том, что торговые сети — посредники между рыбаком, переработчиком и непосредственно потребителем — накручивали порядка половины стоимости продукта. Поэтому мы начали создание рыбных бирж, чтобы цены устанавливались без посредников.

Были также даны рекомендации, и я вас уверяю, что все губернаторы, в том числе прибрежные, где есть это промысел, где есть любительская рыбалка, настаивают на том, чтобы все вопросы, связанные с внутренними водоемами и рыбалкой, в целом решались на территории региона. По итогам Президиума Госсовета был дан ряд поручений президентом. Сейчас они прорабатываются и уже в следующем году, я думаю, мы вздохнем немного полегче.

В прошлом году было очень много вопрос по поводу строительства рыбоперерабатывающего завода. Почти миллиард рублей он стоил, на огромное количество продукции. Мы остановили эту стройку, и хорошо, что не успели его построить. Я объясню почему. Прежде всего, он был настроен на переработку привозной продукции. Т.е., изначально предполагалось, что выловив рыбу в Мурманске, мы везем ее в Нарьян-Мар, здесь мы ее перерабатываем, а так как количество было огромнейшее, дальше мы везем из Нарьян-Мара в страну на продажу. Никакая логистика не выдержит это по самым низким тарифам. Мы говорили об этом в прошлом году и сейчас мы в этом направлении двигаемся. Перед Олегом Белаком стоит конкретная задача — создать перерабатывающее производство, чтобы мы рыбу с наших водоемов, в том числе серую рыбу и белую рыбу, сдавали на наш, условно назовем, рыбоперерабатывающий цех. Мы бы перерабатывали эту продукцию и она оставалась на территории региона. Тем самым мы поставили перед собой три задачи. Первая — дать возможность рыбакам ловить официально, создать для них официальный рынок сбыта. И в дальнейшем этой рыбой официально кормить наших людей. Вот к чему мы идем, и я уверен обязательно реализуем. Все задачи стоят, и задача по рыбоперерабатывающему цеху стоит на моем постоянном контроле. Олег Белак об этом знает и помнит, и периодически мне докладывает, куда он продвинулся в этом вопросе.

НТРК: Когда буду газифицированы Оксино, Лабожское, Устье, Пылемец и Виска?
— Газификация этих населенных пунктов наиболее реальна, нежели многих других. Это программные мероприятия, которые проводятся в соответствии с утвержденным планом, который мы утвердили с публичным акционерным обществом «Газпром», и на территории округа ведется работа по проектированию сразу нескольких межпоселковых газопроводов. Нарьян-Мар — Устье — Оксино с отводом на деревню Пылемец. Дальше Пылемец — Великовисочное, с отводом на Лабожское, Оксино — Хонгурей и Каменка. На сегодняшний день так называемый «магистральный газопровод» проектирует и проводит изыскания непосредственно «Газпром», и стоится он будет на деньги «Газпрома». Это инвестиционное вложение. А городские и внутрипоселковые проектируем непосредственно мы. По части населенных пунктов такое проектирование уже почти закончили. То есть мы спроектировали и ведем дальнейшие переговоры с «Газпромом». Ждем, когда «Газпром» начнет строить эту магистральную трубу. Но там возникает другой вопрос, и он на самом деле очень серьезный. Дело в том, что инвестиционная составляющая, а это больше миллиарда рублей, на строительство газопровода ляжет в тариф. Но, несмотря на это, мы эту работу доводим до логического завершения. Поэтому на данный момент мы вместе с «Газпромом» двигаемся, но, к сожалению, быстрее быстрого не бывает.
НТРК: Игорь Викторович, вот смотрите, довели газ до определенного населенного пункта, а дальше потребители не пользуются газом, потому что, чтобы подвести газ к конкретному дому, нужно самостоятельно рыть траншеи и платить достаточно большие деньги. Вот этот вопрос будет решаться?

— Мы договорились о следующем: «Газпром» строит магистральный газопровод, мы делаем разводку, то есть, заводим газ в село. Ну а непосредственно подведение газа к конкретному дому, это дело лично собственника этого дома и жителей. Если кто-то захочет не заводить к себе газ, то не будет. Но бесплатно заводить газ в дом никто не будет. Это услуга, и за эту услуг нужно платить. У нас очень много примеров. Допустим, взять обеспечение теми же дровами наших оленеводов. Безусловно, это было решение по предложению Союза оленеводов, по предложению общин. Часть хозяйства кочует там, где леса нет, и с дровами сложность. И было принято решение обеспечивать их дровами. А на деле было, что те, кому нужны эти дрова, ими обеспечиваются, а кому не нужны — лежат по всему округу. И предприятие, которое дрова поставляет, потом мучается, куда их деть. Это порядка 14 млн руб. в год из окружного бюджета. И такая история по многим дополнительным социальным льготам происходит.

НТРК: Возможно ли организовать приезд стоматологов в Хорей-Вер хотя бы раз в полгода, и чтобы время их пребывания не было таким коротким. Это очень актуальный вопрос. Возможность выезжать ест не у всех, дети нуждаются в санации, очень ждем, что когда-нибудь это наладится.

— Не когда-нибудь, а наладится. Проблема не в том, что кто-то не отправляет стоматологов по населенным пунктам. Проблема несколько в ином. Проблема в нехватке квалифицированных специалистов. Проблема в том, что врачей не очень много. Это первое. И второе — перед Департаментом здравоохранения и социальной защиты стоит такая задача, чтобы у нас как минимум раз в год появлялась врачебная бригада. Полная врачебная бригада, а не только стоматологи. Так как это волнует не только жителей Хорей-Вера, практически со всех населенных пунктов поступает этот вопрос. Мы планируем перестроить работу нашей Ненецкой окружной стоматологии и, я думаю, мы сможем увеличить количество врачей и, соответственно, увеличить количество приемов по нашим населенным пунктам.

НТРК: Есть ли возможность опубликовать в газете «Няръяна вындер» график командировок врача-стоматолога?

— Я дам такое поручение. Это не только можно, но и нужно делать, потому что люди должны знать, когда приедут, как долго будут, когда можно будет на прием записаться — это нужно делать. Меня очень удивляет нежелание наших многих ответственных руководителей доводить до населения о том, что делается, как делается, почему. Пытаюсь с этим бороться, заставляю и чаще в СМИ выходить, и в прямые эфиры, и рассказывать о тех преобразованиях, которые они делают. Кто-то откликается, кто-то нет. Есть определенные сложности. Специально для этого мы сделали горячую линию, можно позвонить в приемную и получить ответ. Поэтому я прошу, пользуясь случаем, представителей СМИ и журналистов, посещать не только официальные мероприятия. Идите к людям, идите к профильным производителям, пусть они отвечают и четко говорят, что, где и когда будет. Именно для этого мы вводим так называемый эффективный контракт для наших руководителей. Хорошо отработал — получил. Плохо отработал — не получил. На его место пришел другой, кто будет хорошо работать.

НТРК: Почему Пустозерский дом престарелых и инвалидов решили реорганизовать, какова его дальнейшая судьба?

— Во-первых, это здание приспособленное, мы перевезли этот дом из Оксино, общежитие переделали, чтобы решить текущую проблему. Это учреждение, было, есть и будет. На данный момент там проживает 90 человек. И сокращение штата произойдет за счет структурных подразделений, так называемого пищеблока. Должности санитарок переименовываются в должности социальных работников. Тем самым повышается их статус, квалификационный разряд. Санитарки будут получать зарплату больше нежели сейчас. Сегодня в штатном расписании числится 26 санитарок, в том числе санитарки-уборщицы. А в новом штатном расписание планируется 23 социальных работника и вновь вводится 2 единицы уборщиков служебных помещений. Штат пищеблока сокращается за счет передачи обеспечения горячим питанием на аутсорсинг другому предприятию. Планируется, что из 13 человек, работающих сегодня на пищеблоке, в штате пищеблока останутся 3 официантки, а в свою очередь Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения проводит все необходимые переговоры с тем предприятием, которое будет обеспечивать горячим питанием, позаботится о трудоустройстве всех высвобожденных работников в штат этого предприятия.

Это делается для того, чтобы у нас никто не остался на улице. Дело в том, что здесь мы идем уже по российскому принципу, хотя изначально он был взят из Европы. Каждый должен заниматься своим делом. Многие функции в лечебных заведениях за рубежом, такие как питание и уборка, выведены на аутсорсинг. Этим не должно заниматься само лечебное учреждение. Он должно, прежде всего, лечить людей.

 Ну а в данном заведении, должны создаваться достойные условия для проживания людей старшего поколения. Это первое. И второе, что хотелось бы сказать, что у нас очень хорошие планы с Департаментом. Есть один из лучших опытов для создания места для жизни одиноких престарелых граждан. Это Воронеж. В прошлом году председатель нашего Департамента туда выезжали. Мы договорились с губернатором Воронежской области, они нам безвозмездно передали проектно-сметную документацию. Мы оформляем земельный участок в селе Тельвиска. Будем изыскивать бюджетные возможности, чтобы возвести не приспособленное здание, а здание современное, здание, удовлетворяющее всем потребностям наших одиноких жителей, которые по тем или иным причинам вынуждены жить в интернате.

НТРК: Родители учеников школы поселка Искателей обеспокоены тем, что в настоящее время в некоторых кабинетах школы, а именно в 1-м и с 5-го по 9-й, температура ниже нормы, особенно зимой. Дети занимаются в верхней одежде, очень часто болеют. К сожалению, руководство школы не предпринимает мер по исправлению положения. Проблема есть уже не один год. Уважаемый Игорь Викторович, просим Вас оказать содействие в решении проблемы, надеемся на Ваше понимание и личное участие. Та же проблема есть и в Доме культуры поселка Искателей.
— В прошлом году мы приняли 95-й окружной закон по перераспределению полномочий. Искательская школа и Дом культуры были в полномочиях Заполярного района. Деньги были, почему вовремя не отремонтировали — большой вопрос. На сегодняшний день это наша школа, это наш Дом культуры. Школа, действительно, находится в сложном положении. И сегодня мы ждем проектно-сметную документацию, которую доделывает Заполярный район. Мы ее получим и, сразу хочу сказать, что мы ее переработаем, чтобы там не было непонятных фантазий. Проведем изыскания и планируем, если поддержит наш депутатский корпус, заложить средства для строительства новой школы уже в 2016 году. Безусловно, эта проблема останется, потому что новая школа не построится за полгода, даже за год мы ее не построим, как бы мы этого не хотели. Есть цикличные нормы раз, и есть возможности окружного бюджета — это два. Поэтому я дам поручение нашим строителям, они обследуют, что можно сделать с ремонтом. Включимся в этом году. 

Очень здорово, что такие сигналы поступают, но странно, что они не поступают в наш Департамент от руководства школы. И я хочу сказать, возвращаясь к этим же пресловутым полномочиям. В этом году мы отремонтировали школу в селе Несь, ее должны запустить к 1 ноября. У нас была проблемная ситуация, мы не запустили школу к 1 сентября, учебный процесс детки начали в городе. В школе мы были вынуждены сделать срочный ремонт, и я благодарен нашим недропользователям, которые откликнулись и помогли нам в этой ситуации. Сейчас уже завершаются ремонтные работы. Мы переоборудуем здание Администрации, и я благодарен главе, что она согласилась на это и сама предложила школу-сад в п. Бугрино, там ремонтные работы продолжаются. Я думаю, что уже в ноябре мы запустим учебный процесс и в Неси, и на острове Колгуев. 

По искательской школе я посмотрю, есть ли необходимость делать там ремонт, если есть, то безусловно будем делать. Вопрос в том, что у нас было очень большое количество денег, и они оставались на счетах, но никто не удосужился этими проблемами позаниматься. 
НТРК: Дороги сделали, и теперь из Лесозавода в поселок Мирный гоняют лихачи, сбивая домашних животных. Недалеко до беды, пешеходам там небезопасно ходить. Проблему могут решить светофоры и «лежачие полицейские», неужели ГАИ не видит?
— Мы должны делать не только хорошо, должна быть обеспечена безопасность дорожного движения и безопасность пешеходов, тех, кто вдоль дороги идет или переходит ее. Что касается лихачей, с ними должны бороться сотрудники, соответствующих служб. А что касается дороги, мы посмотрим, но я хочу вас заверить, что они все выполнены в тех проектах, в тех нормативах, в которых должны быть. Я хочу вам назвать еще одну очень интересную цифру про дороги, так чтоб было понятно. На 2013 год порядка 96-98 % наших дорог не соответствовали нормативам. По итогам этого лета мы выйдем процентов на 90. То есть, действительно, дороги не соответствуют тем нормативам, по которым они должны быть построены. И это проблема. Это и ширина, и покрытие, и безопасность, это и ливневая канализация, и пошло-поехало. В этом году мы сделали определенный объем работ, но я хочу вас уверить, что это не окончательно, это только начло. В этом году мы начали проектировать, и в следующем году начнем принимать дальнейшие решения о способах создания ливневых канализаций. Но опять же там есть много проблем. Даже если мы сделаем ливневые канализации и дорога будет сухая, с той водой, которая будет уходить с дорог, наши очистные сооружения не справятся. Именно для этого был принят в свое время 95-й закон распределения полномочий. То есть все вопросы, связанные с жизнеобеспечением, со строительством и инженерией должны находиться в одних руках. Тогда мы сильно ускорим стройки, организуем процесс синхронизации того, что делаем. Потому что если мы сделаем ливневую канализацию и не сможем сдать эту воду на очистные сооружения, тогда получается, что она не будет работать. 

Я хотел бы еще коснуться проблем, связанных со строительством дорог. Вы знаете у нас была очень проблемная ситуация, связанная со строительством дороги Нарьян-Мар — Тельвиска, она была расторгована. «Нарьян-Мардорремстрой» выиграл этот контракт, который был заведомо убыточным. Начал его выполнять, а потом вдруг оказалось, что участок дороги проходит по участку водозабора. И, слава Богу, что суд принял решение остановить эту стройку, потому что в этом году мы уточняем проектно- сметную документацию и, я надеюсь, что в следующем году мы возобновим эту стройку. Потому что дорога действительно нужна. Еще мы в этом году уточняем проектно-сметную документацию по так называемой объездной дороге, которая тоже необходима, потому что в часы пик у нас автомобили выстраиваются практически от Искателей до города и едут неспешно караваном.
НТРК: Почему в Нарьян-Маре нет химчистки? Когда зима наступает, негде почистить одежду. Знаю, что здание химчистки пустует, живем как в деревне.
— Вы абсолютно правы, действительно на сегодняшний день очень неудобно, потому что я также вынужден возить свои костюмы в другие города, как правило, это Москва. Пока в командировке находишься, почистят. Но мне в этом плане проще, потому что я вынужден летать очень часто.
 
Что касается химчистки. У на есть два пути ее сделать. Первый — создать бюджетное учреждение, поставить оборудование, поставить часть бюджетников и сделать «советскую контору», условно говоря. Это будет дорого, это будет неэффективно, это приведет к дополнительным тратам окружного бюджета. Есть второй путь, по которому мы сегодня идем. Есть мини-инвестиционный проект — наш Фонд поддержки предпринимательства. Мы предложили очень льготные лизинговые платежи по этому оборудованию. И сейчас ждем предпринимателя, который готов взять и сделать вокруг этого малый бизнес, оказывать людям необходимые услуги. Поэтому, если нас сегодня кто-то слышит, милости просим, Фонд поддержки предпринимательства. Берите оборудование, помещение есть, запускайтесь, оказывайте услуги и, я думаю, люди будут вам благодарны. Вот здесь я прошу активное население включиться в этот процесс. Где наш малый бизнес? Где наш средний бизнес? Потому что, что называется, привези сюда продукты, здесь продай. Это все-таки одна история, это тоже бизнес, но это бизнес не созидательный, а даже химчистка, это процесс, который востребован, особенно в округе он востребован, я думаю, такие желающие в ближайшее время найдутся. Работаем в этом направлении.
НТРК: В ком нуждается округ? В каких специалистах?
— Прежде всего это, конечно, врачи, это квалифицированные строители, квалифицированные работники дорожной отрасли, квалифицированные экономисты, юристы, инженеры. Практически по всему спектру у нас нехватка квалифицированный сотрудников. 
НТРК: Живем мы во времена перемен и достаточно сложно принимать какие-то решения. Какие шаги Вы намереваетесь сделать для того, чтобы перемены не были такими болезненными?
— Первое, что мы хотим, это добиться цели, продиктованной временем. Достичь определенного уровня устойчивости региона ко всем экономическим кризисам. А добиваться этой цели будем путем реализации поставленных задач. А задачи мы формируем исключительно из потребностей жителей НАО. Я озвучу лишь несколько из них.

Привести в порядок дороги. Определяем задачу. В обозначенных участках должен быть положен асфальт в определенный промежуток времени. Потому что пока деньги дойдут до муниципалитета, а от него к подрядчику, лето снова сменится зимой, пароход не успел, морпорт не сработал… В соответствии с этим мы изменили окружное законодательство в сфере перераспределения полномочий. То есть, мы создали условия для достижения результатов. В итоге дороги заасфальтированы. Цель достигнута.

Сельское хозяйство. Здесь несколько целей: создание рабочих мест, развитие села, предоставление качественного продукта жителям нашего региона по вменяемым, нормальным ценам. Достичь этих целей в условиях компенсации убытков сельхозтоваропроизводителей было невозможно. Мы убытки компенсировали, деньги из бюджета тратили, «сельхозники» были недовольны, количества и качества продукции не было. Суметь заточить на результаты человека, который не мотивирован — это утопия, это невозможно. Мы изменили систему. Стали субсидировать конечный продукт  и впервые за многие годы предприятие получило прибыль от сельхозтоваропроизводителей. Второе. Мы увеличили производство молока на 95 тонн, а вместе с тем повысили зарплаты дояркам и создали рабочие места. В Оксино предприятие самостоятельно установило мини-цех по переработке молока, а самое важное снизили цену на молочку для наших жителей. То есть мы достигли поставленной цели. 

Я думаю, что эти примеры достаточно ярко показывают тот подход, который мы уже начали реализовывать. 
Имея высокую доходную базу на протяжении практически двух десятилетий, мы думали, что в нашем округе так будет всегда. И жили сегодняшним днем. Вопрос не в поиске виноватых, и я ни в коем случае не снимаю с себя ответственности. Но очень часто бывает, что человек не задумывается о завтрашнем дне, будет ли у него все хорошо. Как в знаменитой басне Крылова «Попрыгунья-стрекоза, лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза»… Только у нас не зима, которая от нас почти не уходит никогда, мы итак живем на Крайнем Севере, в Арктике, а цена на нефть. Поделили цену на нефть на два, и эта арифметика уровня начальной школы сыграла с нами злую шутку. Я уже говорил, что 98% части нашего окружного бюджета зависит непосредственно от цен на нефть и от наших недропользователей. Мы оказались не готовы к такому повороту событий. Тем не менее, понимая, что это уже будет, в прошлом году сделали реформу государственного управления, мы приняли 95-й закон, провели реформу по перераспределению полномочий и, самое важное, мы вернули полномочия из Архангельской области. Из Архангельской области приняли финансовый документ, который позволил нам очень четко определить доходную базу НАО и Архангельской области. У нас нет необходимости, в условиях, когда очень сильная финансовая ограниченность и области, и округа, выпрашивать деньги на субсидии, потому что никто нам их в большом количестве не давал. Но, как говорил Черчиль, любой кризис — это, прежде всего, новые возможности. И вопрос в том, как мы эти возможности используем. 

Я хочу повториться, что основная наша цель — сделать регион устойчивым к кризису. Все меры, которые мы принимаем в самых разных отраслях — в сельском хозяйстве, в ЖКХ, в образовании, социальной политике — направлены прежде всего на эти цели. А цели у нас следующие: 

Социальные. Мы должны сохранить и увеличить адресную поддержку особо нуждающихся и жителей старшего поколения. Мы вводим принцип справедливости и закладываем фокус не на количество лет, что человек прожил на территории НАО, а люди должны получать за то, то они вложили душу в НАО, свои руки, свое мастерство, свою жизнь. 

Образование и здравоохранение. Ни одна из школ НАО не вошла в «топ 500».
По здравоохранению: у нас развитая сеть медицинских учреждений, но постоянно звучат вопросы и из сельской местности, и из города о качестве. Да, у нас переполнена окружная больница, да, у нас есть ряд вопросов с инфекционной больницей, есть вопросы с тубдиспансером. Вопрос о необходимости строить поликлинику в поселке Искатели. Поэтому мы должны повысить качество образовательной услуги, врачебной услуги.

Экономика. Прежде всего, это строительство. Мы должны сохранить темпы дорожного строительства. С включением новых дорог, это объездная дорога, это дорога на Тельвиску, и мы должны продолжать начатое строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск.

Инфраструктура. Это подготовка земельных участков, это качество воды, это обеспечение земельных участков всей необходимой инфраструктурой, начиная, безусловно, с разработки документации. Если вернуться к тем же дорогам, мы у города приняли 5 автомобильных дорог, ни на одну из них не было паспорта. 

Социальная инфраструктура. Школы, сады и медучреждения. Я вам перечислю, где нам необходимо поднимать вопрос по строительству этих учреждений, как в городе, так и в сельской местности. Это и школа и детский сад в п. Искателей, это и сад, и школа в районе Авиаторов. Это школа и детский в селе Несь. Это школа в Хорей-Вере, это школа и сад в Харуте и т. д. Мы должны достроить уже начатые объекты. 

Производство. Мы вкладываем средства в развитие сельского хозяйства, субсидируя конечный продукт. Мы подвигаем население к тому, чтобы интересно было заниматься сельским хозяйством и, самое главное, было выгодно заниматься сельским хозяйством. Мы преследуем цель, чтобы любой продукт, произведенный на территории НАО, пусть даже с субсидией, продавался на территории округа. Тогда деньги остаются внутри и опосредовано идут нашим же жителям. Вот это очень важно, потому что когда используем исключительно привозную продукцию, мы деньги отправляем за пределы НАО. 
Мы сегодня создаем условия для развития оленеводства. Я считаю, что оленевод должен иметь возможность заработать себе не только не текущую жизнь, но все, что используется для производства, должно закупаться самостоятельно. У хозяйств должна быть возможность к развитию. И мы идем по этому пути, опять же изменив систему субсидирования. 

Недропользователи. Мы обязаны создать им условия для работы на территории НАО. Это и те льготы, о которых я говорил, это режим благоприятствования и отсутствия проволочек с землей, с документацией, со всем необходимым, потому что они сегодня формируют бюджет НАО. И недропользователи НАО формируют бюджет всей России.

Поддержка и развитие малого бизнеса. Мы создали Фонд поддержки предпринимательства. Мы имеем пакет небольших инвестиционных проектов, грантовую поддержку, особые лизинговые платежи. Мы закладываем на следующий год субсидирование особой процентной ставки по кредитам, выданным малому бизнесу, чтобы инициативных людей поддержать и предоставить им возможность развиваться. Самое важное, что мы должны сделать в нашем округе — это создать людям возможность для работы, для качественной жизни и для дальнейшего развития.